Гараж из бруса, возможно, не обойдется дешевле, чем постройка из другого материала, но у него есть множество неоспоримых преимуществ. Он несложен в монтаже, прослужит долго и будет достаточно комфортным. Правила обустройства не отличаются особенной сложностью и не зависят от того, какие габариты выбраны для будущей постройки. Обычно для легковых автомобилей возводят постройку из бруса без окон, с одним дверным проемом, с габаритами 4х6 м. В таком гараже удобно размещается не только автомашина, но и разнообразные полки, запчасти, аксессуары.
Гараж из бруса своими руками: основные преимущества
У гаражей из дерева можно отметить следующие плюсы:
- древесина экологичнее прочих материалов, способна поглощать неприятный запах бензина и выхлопные газы;
- у бруса при небольшой стоимости хороший уровень энергосбережения;
- у стен из дерева паропроницаемость позволяет существенно снизить уровень влажности (это хорошо влияет на состояние автомобильного кузова);
- строительный процесс возможно осуществить без применения монтажного оснащения и специальных инструментов;
- в большинстве случаев гаражи из бруса прекрасно сочетаются с ландшафтом приусадебного участка и отделкой фасада жилого строения.
Как построить гараж из бруса?
Для начала необходимо определиться с конструкцией будущего строения. Для этого составляют проекты, в которых указывают желаемые параметры, тип основания, кровли и прочие конструктивные элементы.
Основание для деревянных гаражей наиболее часто устраивают в виде железобетонной сплошной плиты. Она сможет выполнить функцию опоры для стен и одновременно послужит полом. Чтобы исключить впитывание грунтовых вод в бетонную толщу, работы проводятся таким образом.
Для начала устраивают песчаную подушку, которую надо хорошо уплотнить после засыпки. Сверху располагают рубероид в качестве гидроизоляционного слоя. Желательно сделать не один, а два слоя. Если гараж предполагается выполнить отапливаемым, фундамент следует утеплить.
Для фундаментной плиты толщину выбирать следует так, чтобы уровень пола получился выше, чем уровень грунта, приблизительно на 25 см. Так, деревянные стены не окажутся подмоченными во время дождя. Чтобы по максимуму защитить строение от вредного воздействия влаги, по периметру заливается бетонная отмостка, ширину для которой надо сделать не меньше 70 см.
Можно использовать такие варианты оснований: свайный, столбчатый, бутобетонный ленточный. Заглубление для ленточного фундамента можно сделать на 60-80 см.
Брус — это достаточно упругий и легковесный материал, которому не нанесут особенного вреда деформации от вспучивания грунта.
Если же для устройства фундамента понадобится монтаж свай или столбов, их надо будет погрузить в землю поглубже.
Они должны оказаться ниже, чем точка сезонного промерзания, иначе при замерзании грунта основание может оказаться вытолкнутым наружу.
После того как окончены работы с фундаментом, можно начинать возводить стены. Для этого подойдет как деревянный сруб, так и каркас, выполненный из бруса. Выбор строитель осуществляет самостоятельно.
Как выполнить каркас для гаража?
Чтобы получился прочный гараж, безукоризненный в геометрическом плане, к сборке конструкции надо хорошо подготовиться.
Следует подготовить подробные эскизы будущего строения, а лучше сделать подробные проекты.
При изготовлении эскизов и чертежей необходимо тщательно вычертить все несущие конструкции и как можно детальнее проработать контактные узлы. Если нет хорошего опыта конструирования, можно посмотреть узлы, соединяющие горизонтальные связи и вертикальные стойки в каркасе, в типовых проектах подобных сооружений.
Элементы в конструкции можно фиксировать, используя стальные скобы или металлические пластины, в которых выполнены отверстия для саморезов. Если будет на то возможность, врубок и прочих сложных соединений бруса лучше постараться избежать. Их можно заменить на упрощенные варианты стыковки («внахлест», «вполдерева»).
Каркасные гаражи из бруса основой имеют опорную раму, расположенную горизонтально. Ее изготавливают из элементов, имеющих сечение 100х100 мм. В качестве материала следует выбирать лиственницу или дуб: такие породы деревьев лучше переносят влияние влаги.
Устанавливать опорную раму надо не на бетон, а на слой из рубероида. Это помогает исключить проникновение влаги в волокна материала. Раму на основании фиксируют с помощью анкерных шпилек. Их диаметр должен быть 14-16 мм. Предварительно шпильки заглубляют в бетон — глубина заглубления должна быть 20-25 см.
В горизонтальное положение раму приводят, используя строительный уровень. После того как выверена горизонтальность, переходят к установке конструкции угловых стоек. После проверки вертикальности все фиксируют укосинами, изготовленными из досок. Их располагают наклонно, а сверху натягивают шнур. Рядовые стойки надо выставлять по нему. Шаг стоек определяется в зависимости от того, каковы размеры поперечного сечения и толщина обшивки с наружной стороны (чаще он бывает 50-100 см).
После того как выставлены по шнуру каркасные стойки, зафиксированы укосинами, поверху для крепления надо устроить еще обвязочный брус. Он будет функционировать в качестве опоры кровельной стропильной системы.
Чтобы стропильные ноги были надежнее укреплены, надо вырезать в обвязочном брусе специальные пазы.
Если предполагается, что гараж будет отапливаемым, одновременно с обшивкой стен рекомендуется выполнить послойное утепление с использованием эковаты.
Применяют и такой вариант: проводят обшивку каркаса блок-хаусом, можно использовать доску-вагонку, обычную доску.
Изнутри каркас облицовывают полужесткими плитами из минваты. Утепляющий материал закрывают пленкой для создания паробарьера, выполняют вентилируемый зазор для циркуляции воздуха.
Не стоит утеплять такой гараж при помощи пенопласта: он не будет пропускать водяные пары, и древесина начинает гнить в тех участках, где контактирует с ним.
Как сделать гараж из сруба?
Чтобы построить гаражи из бруса, многие предпочитают не работать с каркасом, а брать массив. Стены в этом случае не потребуют обшивки, а сам материал обладает повышенной степенью строительной готовности. При его изготовлении учитываются размеры будущего строения. В нем сразу же выполняются посадочные соединения в нужных точках, по длине брус профилируется. От заказчика потребуется только предоставить изготовителю чертежи, где указаны габариты постройки и точное расположение ворот.
Долговечность строения будет определяться качеством древесины и степенью влажности. При покупке материала обращать внимание лучше на те сорта, которые высушены в условиях, специально для этого созданных. Не стоит приобретать дешевый брус с естественной влажностью, если нет возможности полноценно высушить его. При использовании сырой древесины получается сильная усадка, в срубе возникает множество щелей, которым впоследствии требуется дополнительная конопатка.
При постройке гаража из профилированного клееного бруса усадка и образование трещин снижаются в несколько раз, он намного проще в монтаже. В качестве межвенцового утеплителя можно проложить джутовую или льняную ленту.
Для нижнего пояса сруба используется твердая древесина, прочие венцы устроить можно из сосны. После окончания сборки конструкции изнутри ее обрабатывают антипиреном для увеличения пожаробезопасности. Снаружи брус пропитывают антисептиком, чтобы древесина не загнивала.
Для брусьев лучше выбирать соединение «вполдерева»: этот вариант более надежный и герметичный. При нем достигается наибольший контакт брусьев.
Для изготовления ворот чаще всего выполняют из дерева раму, которая обшивается досками или профлистом.
Для кровли подойдет любой вариант: она может быть с одним или двумя скатами, мансардной, вальмовой. Потолок зашивается изнутри гипсокартоном или вагонкой с антипиреновой пропиткой.